Обзоры и статьи - Auro-3D vs Dolby Atmos-будет ли битва форматов или всё, что вы хотели знать про 3D Audio, но боялись спросить
2015-05-19 00:00:00
Auro-3D vs Dolby Atmos-будет ли битва форматов или всё, что вы хотели знать про 3D Audio, но боялись спросить
Формат Auro-3D
Формат Dolby Atmos
Из кинотеатра домой
Акустические системы для 3D-звучания
![](/images/lot/Blu-Ray/Onkyo-Dolby/7-Dolby-01.jpg)
Раз в несколько лет в индустрии домашнего аудио-видео происходят серьезные изменения, связанные с появлением новых форматов. Что касается видео, то за последнее время индустрия пережила один состоявшийся опциональный апгрейд - в мир коммерческих и домашних кинотеатров пришло 3D Video. В настоящее же время, судя по всему, происходит смена поколения FullHD на 4K. Телевизоры и проекторы 4K становятся все более и более доступными, наконец-то официально принят (и, что более важно, начал появляться в устройствах) стандарт HDMI версии 2.0, анонсировано новое поколение blu-ray дисков. Аудиоиндустрия не отстает, и 2014 год стал годом появления форматов 3D Audio на домашнем рынке. Для тех, кто не совсем в курсе, напомним, что форматы 3D Audio подразумевают полное звуковое окружение зрителя в кинотеатре - не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. В английском языке для определения новых ощущений от прослушивания саундтреков в 3D применяется слово immersive, которое может быть переведено как «вовлекающий».
![](/images/lot/Blu-Ray/Onkyo-Dolby/7-Dolby-02.jpg)
Достигаются эти ощущения благодаря применению дополнительных «слоев» акустических систем, которые располагаются над головой зрителя. Стоит заметить, что в коммерческой киноиндустрии два 3D Audio формата существуют уже несколько лет и их названия наверняка хоть раз да слышал любой из посетителей недавно открывшихся кинотеатров. Это формат Dolby Atmos от компании Dolby Labs, которая является пионером и имеет лидирующие позиции в индустрии кинотеатрального звука, и формат Auro-3D, продвигаемый в профессиональной киноиндустрии совместными усилиями компаний Auro-3D (а точнее, бельгийской Galaxy Studios и лично изобретателем формата - Wilfried von Baelen) и Barco (которой принадлежат права на марку Auro-3D на коммерческом кинорынке). Довольно прогнозируемо, вслед за появлением в студиях пост-продакшн и коммерческих кинозалах, оба формата начали проникновение на домашний рынок. Здесь формат Auro-3D немного вырвался вперед, производители Datasat Digital и Storm Audio представили первые процессоры и ресивер с поддержкой данного формата еще в начале 2014 года в Амстердаме - на выставке ISE 2014, но компания Dolby не заставила себя долго ждать, и на осенней выставке CEDIA 2014, прошедшей в середине сентября в Денвере, США, выстрелила залпом из всех орудий, организовав помимо своего собственного демо-стенда на выставочном showfloor, еще 5 - 7 стендов с компаниями-партнерами, такими как Integra/Onkyo, Denon/Marantz, Trinnov и т.д. Стоит отметить, что стенд, демонстрирующий Auro-3D, был только один — на оборудовании Datasat Digital. Таков предварительный расклад сил на сентябрь 2014 года.
Теперь давайте попробуем разобраться, чем отличаются эти форматы, и как же дальше жить любителю домашнего кино, который хочет иметь систему, отвечающую требованиям этих форматов, а также, можно ли построить систему, совместимую с обоими?
Формат Auro-3D
Начнем с небольшого экскурса в мир коммерческих кинозалов и студий, поскольку корни "домашних" версий Atmos и Auro-3D лежат именно там. Формат Auro-3D официально был представлен в мае 2006 года в Париже на AES Convention. Первым фильмом, записанном в данном формате, стала лента Red Tails, снятая в 2012 году Джорджем Лукасом.
![](/images/lot/Blu-Ray/Onkyo-Dolby/7-Dolby-03.jpg)
Принципиальное отличие Auro-3D от существовавших на тот момент форматов Dolby Surround EX и DTS заключалось в том, что кроме традиционных каналов 7.1, расположенных, по большому счету, в одной плоскости, Wilfried von Baelen предложил использовать третье измерение - то есть разместить акустические системы не просто вокруг слушателя, но и сверху, вторым «слоем», под углом в 30 градусов к фронтальным акустическим системам и каналам окружающего звучания. Дальнейшее усовершенствование формата привело к появлению еще одного "слоя" - самого верхнего, который назвали символично - voice of god (глас божий) и разместили над головами слушателей, закончив превращение плоскости в полусферу. Максимальное количество каналов (не стоит путать с количеством акустических систем) при этом достигло 13.1, то есть фактически стало в два раза больше чем оригинальные 7.1 и 6.1, используемые, к примеру, в большинстве кинотеатров на территории РФ в данный момент. Внедрение верхних каналов позволило более точно передать ряд событий в звуковой дорожке фильма, таких как пролеты объектов над зрителями (шум вертолета или реактивного истребителя), впечатляющие атмосферные эффекты (завывание ветра, раскаты грома, звук дождя) и т.д.
![](/images/lot/Blu-Ray/Onkyo-Dolby/7-Dolby-04.jpg)
Auro-3D подразумевает использование 3 «слоев» акустических систем
Количество фильмов, выпущенных на текущий момент в формате Auro-3D, составляет около 40, список релизов доступен на сайте www.barco.com (Компания Barco является партнером Auro-3D для коммерческого кинотеатрального направления, и именно под брендом Barco поставляются процессоры, умеющие обрабатывать саундтреки Auro-3D, в коммерческие кинозалы, а производятся они компанией Datasat Digital — это процессор AP24, только под брендом Barco).
Видеоролик, демонстрирующий особенности формата Auro-3D
Текст: Олег Люгин
Акции
![Q Acoustics 7000i Cinema Pack black/черный](/images/lot/DK-BOX/Q-Acoustics/L-7000_Cinema_Pack_black--sm.jpg)
Цена
39 260 грн
1 510.00 $
(курс: 26)
(курс: 26)
Рекомендуемые товары
![Klipsch RP280FA Dolby Atmos (Walnut Veneer)](/images/lot/video/Klipsch-atmos/c-u-RP-280FA-walnut-sm.jpg)
Цена
58 658 грн
2 133.00 $
(курс: 27.5)
(курс: 27.5)