Идеальная основа для AV-техники: стойки, подставки и рэки для вашей системы
Приобретение кинотеатра или стереосистемы не ограничивается покупкой аппаратуры. Ведь все это нужно куда-то поставить. Большой LCD экран ― повесить на специальный кронштейн или установить на штатную подставку, аудиокомпоненты ― разместить в красивой стеклянной или деревянной стойке, а при желании ― спрятать с глаз долой в рэковый шкаф.
Стойки для AV-компонентов
Специальная AV-мебель — это относительно большой сегмент рынка аудиовидеотехники. Особые стойки для размещения плееров, усилителей, акустики центрального канала, спутниковых тюнеров, сетевых плееров и прочего оборудования призваны решать одну важную задачу ― придать разнообразному набору техники вид законченной дизайнерской композиции. Это лишь в относительно простенькой стереосистеме можно поставить усилитель и проигрыватель прямо на пол ― и то чисто теоретически. На практике в любой мало-мальски типичной системе нужна стойка как минимум с тремя полками ― верхняя для проигрывателя, нижняя для AV-ресивера, а средняя для центрального спикера. К перечисленным устройствам прибавим еще компактный спутниковый тюнер или сетевой проигрыватель и довольно крупный сетевой фильтр или регенератор, можно упомянуть и отдельный СD-проигрыватель.
А если основной источник музыки ― виниловая вертушка? Ее королевская по нынешним временам роль требует места на самом виду ― ведь нужно поменять пластиночку, стереть с нее пыль специальной щеточкой, опустить иглу... Стойки бывают металлические, стеклянные, деревянные, из MDF, комбинированные. Встречаются основательные закрытые стойки полностью из плит MDF, способные выдержать вес 65-дюймовой LCD на подставке, но выпускаются и ажурные невесомые конструкции, на которые и усилитель-то поставить побаиваешься. Перед покупкой AV-стойки необходимо главным образом определиться с количеством компонентов, которые будут в ней установлены, а также с дизайном понравившейся конструкции. Золотое правило при выборе стойки ― оставляем как минимум одну полку про запас. Иначе не миновать не очень приятной перспективы ― покупать новую стойку через полгода, когда в старой уже не найдется места для, скажем, оконечного AV-усилителя.
Существует распространенное мнение о том, что способ размещения электронных компонентов влияет на качество звучания AV-системы. Основным источником проблем при ненадлежащем размещении техники обычно называют паразитные вибрации корпусов, возникающие из-за влияния работающих громкоговорителей. Эта проблема может стать значимой, если звуковое давление в кинозале зашкаливает за 110 дБ, однако в большинстве случаев мы имеем дело с более умеренной громкостью. Все плееры и виниловые проигрыватели конструктивно снабжены средствами виброизоляции шасси (она, например, предусмотрена уже в опорах DVD/CD-транспорта), а уровень вибраций корпуса любого компонента обратно пропорционален его массе. Для оптимального качества звучания, неразрывно связанного с оптимальными условиями эксплуатации AV-техники, важную роль играет, скорее, другое обстоятельство ― правильный температурный режим ее работы. К примеру, даже на открытой стеклянной стойке мощный оконечный усилитель или ресивер нужно ставить либо на самую верхнюю полку, либо на самую нижнюю, имеющую обычно максимальную высоту.
В этих случаях тепло от радиаторов охлаждения будет эффективно рассеиваться и не помешает работе остальных компонентов. Распространенная ошибка ― установка усилителя в полку стандартной высоты под DVD-плеером. Через какое-то время плеер может выйти из строя из-за постоянного перегрева нижней поверхности корпуса. Что касается виброизоляции компонентов, то эта проблема актуальна прежде всего для систем с высокими уровнями звукового давления (т. е. профессиональных студий, концертных залов). Важнейшие эксплуатационные показатели домашней AV-мебели — это дизайн, помноженный на функциональность (число компонентов), и эффективный теплоотвод. Мебель для аудиовидеотехники в огромных вариациях выпускается брендами BDI, Sanus, Spectral, Schroers&Schroers, Resonans, Salamander Designs, Solidsteel, Soundations, QuadraSpire, Chief, Norstone Design, Bell'O. Приведенный список наиболее часто встречающихся марок на самом деле не исчерпывает всего ассортиментного разнообразия, имеющегося на отечественном рынке. Помимо продажи готовых изделий, встречаются предложения изготовить AV-мебель на заказ. Спецпроектами занимаются в основном инсталляционные компании, работающие над проектами домашнего кинозала под ключ.
Рэковая альтернатива
В сложных AV-системах, особенно комплексах многозонного аудио (мультирум) и домашних кинотеатрах высшей категории, традиционные стойки, по статистике, используются относительно редко. Роль «носителей» аппаратуры здесь играют специальные конструкции ― монтажные, или рэковые, шкафы и стойки (rack stands). Эти изделия принадлежат к профессиональной категории AV-мебели. Вообще говоря, мебелью такую конструкцию назвать сравнительно сложно ― по причине ее исключительно профессиональной, лишенной украшательств внешности. Напольные рэковые стойки представляют собой металлические шкафы с различным количеством полок стандартной ширины ― 19 дюймов и высоты ― 44,5 мм. Первая цифра с запасом соответствует типичной ширине AV-компонента (44 см), а вторая означает высоту стандартного «юнита» (1 U). Обозначение «1211» ― говорит о том, что данная модель может вместить в себя 12 компонентов стандартной высоты либо меньшее число «нестандартных» компонентов. Чаще всего AV-компонент в стандарт укладывается, если же нет, то в паспорте модели пишут, сколько «юнитов» она займет (1U, 2U или больше). В рэковых стойках предусматриваются либо места для различных «юнитов», либо возможность оперативного изменения высоты крепления полок. В свою очередь, и сами компоненты бывают как в обычном исполнении, так и в рэковом (rack-mount). Последний вариант встречается не у всех производителей, зато он чрезвычайно удобен тем, что дает возможность плотно «упаковать» аппаратуру и надежно зафиксировать ее в стойке.
Однако если различных компонентов в стойке набирается с десяток, ― а это типичная ситуация для серьезной инсталляции, тогда остро встает проблема их вентиляции. Выделяемое мощными потребителями (например, усилителями) тепло не лучшим образом действует на хрупкую электронику тех же DVD-плееров и ресиверов, что явно сокращает срок ее службы. Поэтому, рэковые стойки и шкафы обычно оборудуются средствами принудительной вентиляции — это блок стандартного размера, снабженный несколькими вентиляторами с включением от реле и устанавливаемый чаще всего на самой верхней полке рэка. При такой установке вентиляторы эффективно отсасывают восходящие тепловые потоки и не дают технике перегреваться. Рэковые стойки в большинстве случаев принято монтировать скрыто ― в специальных помещениях или нишах, где шум от вентиляторов не будет мешать кинопросмотру. Разнообразные модели рэковых стоек и шкафов на отечественном рынке представлены марками E-Server, CMS, Triton, Digitus, Hypernet, CONTEG, Kingda и пр. Как и обычные AV-стойки, предназначенные для открытой установки, рэковые конструкции любых размеров и конфигураций могут быть изготовлены на заказ с учетом пожеланий клиента. В случае комплексной инсталляции это оптимальный вариант.
Звуковые подставки
В классической стереосистеме или кинотеатре есть один важный компонент, который в обязательном порядке требует «спецмебели». Это громкоговорители полочного (bookshelf) типа. Для нормальной эксплуатации и получения оптимальных звуковых характеристик они непременно должны быть установлены на акустические стойки ― speakerstands. Спикер-стенды служат не для красоты, а в первую очередь для того, чтобы излучатели звука находились на уровне головы слушателя. Если вы приобретаете высококачественные полочные колонки и ставите их в неподобающие места типа мебельных ниш или тумб на разных уровнях, то считайте, что качество звучания вы сразу на треть снизили. Спикеры должны стоять по возможности симметрично относительно слушателя и на одинаковой высоте. В случае с передними АС домашнего кинотеатра колонки центрального и фронтальных каналов должны быть выставлены на одинаковой высоте, или, по крайней мере, не должно быть разницы между высотой расположения фронтальных АС.
Спикерстенды решают еще одну важнейшую задачу ― виброразвязку колонок с полом. Работающий громкоговоритель за счет вибрации корпуса теряет часть акустической энергии и весьма эффективно «возбуждает» окружающие предметы, в частности ламинированные панели пола. А в результате мы получаем неопрятные и окрашенные басы... В напольных колонках виброразвязка от пола осуществляется шипами, у полочников же такой возможности нет. Спикерстенд для полочной АС чаще всего представляет собой металлическую конструкцию, сваренную из двух опорных пластин (верхней и нижней) и одной или нескольких вертикальных труб обычно метровой высоты. В нижнюю пластину стенда на резьбу вворачиваются шипы или ножки. Внутри спикерстенд обычно полый, и, если не предпринять специальные меры по засыпке его балластом (песком или свинцовой дробью), могут возникнуть звуковые проблемы. В не засыпанной трубе на определенных частотах (это зависит от размеров спикерстенда) возникают резонансные стоячие волны ― иными словами, стойка начинает несанкционированно звучать, окрашивая музыкальное воспроизведение в самых критичных для восприятия областях.
Если стойка заполнена песком или дробью, условия для возникновения резонансов исчезают и колонки начинают звучать правильно. На нашем рынке можно встретить как относительно простые спикерстенды, так и сложные конструкции с двух-трехуровневой виброизоляцией и скрытыми кабель-каналами. Выпускают их в первую очередь все те же компании, что делают и основной ассортимент AV-мебели. В некоторых случаях производители акустических систем (Canton, Chario, Mirage, Focal, B&W; и пр.) предлагают специальные стойки собственного изготовления, оптимизированные для работы с колонками этих же марок. В основном подобная оптимизация сводится к выбору наилучшей высоты стойки. В ряде случаев колонки можно жестко прикрепить к фирменным спикерстендам болтами через заранее сделанные посадочные отверстия или пазы ― со стойками сторонних производителей такой фокус не пройдет.
По материалам редакции AVmarket - avmarket.com.ua
(курс: 28)
(курс: 28)