Обзоры и статьи - Переходим на «многоканал»!
Стерео CD-audio диски 16 бит 44.1 кГц неизбежно постигнет судьба грампластинок, а старое доброе стерео станет уделом только портативных аудиоустройств. Тогда как многоканальный звук, проникнув на телевидение и радио, полностью завоюет людские умы. Интересно? Тогда поехали!
Расстановочка |
Диски с многоканальной (5.1) музыкой высокого разрешения (24 бит 96/192 кГц), несмотря на бум во всём мире, у нас по-прежнему остаются диковинкой. Причина понятна: местные пираты ещё таковых дисков (DVD-audio и SACD) не освоили. И вовсе не потому, что себе накладно. Взломать SACD проблематично, а DVD-audio диски, защищённые водяными знаками, на болванки просто так не скопируешь.
Цена диска суперформатов отличается от привычно-обычного (подразумевается, легального) CD-audio диска крайне незначительно. Зачастую и вовсе одинаковая: себестоимость производства всё больше сближается, дороже только процессы записи (нужны микрофоны-усилители до 50 кГц со сверхмалым отношением сигнал-шум) и микширования (возни с шестью каналами больше). Одним словом, сейчас цивилизованный покупатель обращает внимание на уходящие в небытие CD-audio, только если требуемая музыка ещё не издана на DVD-audio или SACD дисках.
Микрофон для записи суперзвука |
Многоканальная музыка в форматах Dolby Digital и DTS (16–20 бит 48 кГц) уже доступна даже самым экономно-рачительным, благо, пираты наводнили рынок DVD-video дисками почти на любой вкус. Правда, нередко, в отличие от фирменного диска, шестиканальная дорожка заменяется стерео, причём в пережатом DD. К счастью, на некоторых дисках (обычно двухслойных) «подпольщики» оставляют не только оригинальную дорожку 5.1, но и дорожку в несжатом PCM стерео 24 бит 96 кГц.
Появление многоканального МP3 не вызвало никакого резонанса. Тут всё прозрачно: разработчик (институт Фраунгофера) затребовал слишком крупные отчисления за использование своего ноу-хау, и в условиях жёсткого захвата мирового рынка DD и DTS новоявленному третьему конкуренту места под Солнцем попросту не осталось. В портативном же аудио многоканальный М P3 нужен «как в русской бане лыжи».
Как ни крути, а переходить на «многоканал» всё равно придётся. Считаю, имеет смысл начать не медля. Благо, в каждом не особо старом ПК звук шестиканальный, а цена сносного DVD-плеера со встроенным декодером упала ниже $100. Приличные мультимедиа активные 5.1 колонки можно купить уже за $150–250.
Что касается передовых форматов, то стоимость бытовых DVD-плееров, воспроизводящих данные диски, опустилась до $150–200. Появились недорогие акустические системы с расширенным частотным диапазоном и улучшенной микро-и макродинамикой. Любой сегодняшний нормальный ресивер в пределах $300 (тот же Pioneer 515) имеет вход 5.1 и рабочую полосу частот чуть ли не до 100 кГц, а также прекрасно декодирует посланный по цифре сигнал в DD или DTS. Да, безусловно, на более дорогой и высококачественной аппаратуре новые форматы раскроют себя во всей красе, но поверьте, даже на комплекте за $300 (удачном! например,AVE 360, большинство слушателей почувствует ошеломляющую разницу. Таким образом, потратив $800–1000, получим объёмное суперзвучание и массу новых ощущений. Распространено мнение, что в плеере за < $200 озвучивание SACD дисков реализовано по принципу «лишь бы было». Не спорю, на все 100% освоить потенциал этого продвинутого формата по зубам плееру эдак за $500–1000. Однако вышеупомянутое «лишь бы» на самом деле весьма не слабо, а во-вторых, как выясняется, дисков, записанных по всем правилам формата SACD, по-прежнему раз, два и обчёлся (о чём в подробностях далее). Да! Обладатели роскошной стереоаппаратуры придут в восторг – так классно на ней зазвучат новые диски, имеющие (помимо многоканальной) честную стереодорожку в 24 бит 96 кГц. |
Подноготная форматов многоканального звука
Не секрет, что способ записи в SACD отличается от DVD-audio коренным образом. SACD записывается с так называемой DSD (Direct Stream Digital) дискретизацией. DVD-audio – с обычной PCM (Pulse Code Modulation). Принцип DSD прост, как один бит: если отсчёт на фиксированном интервале времени больше предыдущего, то пишем 1, если меньше, то 0. Маловероятно, что отсчёты окажутся равны, поскольку дозировано добавляется случайный шум. В случае PCM всё прозрачно: чем больше бит, тем лучше динамический диапазон, и чем больше значение частоты дискретизации, тем шире полоса озвучиваемых частот. При 24 бит 96 кГц полоса составит до 48 кГц, а диапазон до ~140 дБ (на практике ограничено свойствами ЦАП, т.е. около 120 дБ в лучшем случае). Теоретически SACD обеспечивает рабочую полосу частот до ~100 кГц и динамический диапазон 100–120 дБ.
Принцип дискретизации DSD |
Как DVD-audio, так и SACD обеспечивают столь высокий динамический диапазон, что он перекрывает с запасом современные микрофоны (с учётом их собственных шумов). Сигнал, записываемый с микрофонов или электрогитар, поджимают компрессором, но уже не для того, чтобы вписаться в динамический диапазон рекодера. Иногда комбинируют записи, сделанные с разным усилением и компрессией. Например, в «1812» Чайковского натуральные пушечные залпы записывались отдельно на открытом воздухе с последующим наложением в студии на запись симфонического оркестра.
Что касается частотной области, то при воспроизведении различия между SACD и DVD-audio стираются, так как используемые сейчас дельта-сигма ЦАПы выравнивают особенности дискретизации при записи. Правда, очень многое зависит от фильтра на выходе ЦАПа. Оба продвинутых формата обеспечивают воспроизведение ультразвуковых составляющих, однако качественное озвучивание DVD-audio выше 20 кГц реализовать проще.
Конвертация из PCM в DSD (и обратно) не проходит бесследно. Поэтому, если жаждете бескомпромиссно качественно записанной музыки, то из SACD-дисков берите те, что миксуют прямиком из оригинала, записанного в DSD (опять-таки полностью на DSD-аппаратуре). На таковых дисках имеется пометка «Pure DSD!» . Соответственно, DVD-audio лучше брать те, что изначально записаны в PCM, а не в DSD.
|
Прекрасно обстоят дела с динамическим диапазоном и у форматов сжатого звука, Dolby Digital и DTS. 20 бит вполне хватает, благо, размашистые по природе низкочастотные составляющие сидят в отдельном сабвуферном канале. Ой, не зря в ресиверах предусмотрен режим ночного просмотра, чтобы ужать динамику. Сигнал Dolby Digital (на самом деле в DD используется формат сжатого звука под названием «Ac3») хранится в виде чисел с плавающей запятой, поэтому без критических последствий подвергается масштабированию по амплитуде. Шестиканальный DD сжимается, как правило, в поток 384 кбит в сек, но случается и в 448 кбит/с (максимальное качество звука), а некоторые немузыкальные фильмы – в 224 кбит/с. DTS имеет существенное меньшее сжатие по определению (для 5.1 поток составляет 1536 кбит/с), поэтому благозвучнее. Правда, самые высокие частоты страдают при любом сжатии звука, но большинство людей выше 12–14 кГц ничегошеньки не слышат (особенно если без стимуляции слуха ультразвуковыми гармониками).
Тем не менее, в массовом сознании крепко укоренился миф, что все сжатые форматы (М P3, ААС, АС3, DTS) не могут обеспечить приемлемого качества звука. Эх, был бы студийный исходник хорошо записан, а сжать, чтобы мало кто заметил, – для специалистов не проблема.
Восприятие многоканального звука определяется в первую очередь тем, как реализовано разложение по каналам. Без микширования тут никак не обойтись, в шесть микрофонов хорошо записать невозможно (в два сверхчувствительных микрофона для стерео и то чрезвычайно трудно). Что взбредёт в голову звукоинженеру, осуществляющему раскладку (surround mix) – никому не ведомо!!! Вариантов – бешеное количество. Какого-то единого правила ещё, похоже, не выработали. Ну, да в стерео по началу писали тоже кто во что горазд.
Какому типу дисков отдать предпочтение
Лично мне долго импонировали гибридные (двухслойные) SACD-диски за то, что можно их крутить на обычном CD-проигрывателе и без всяких проблем конвертировать в МP3 для прослушивания в портативном плеере. Немного смущала двухслойность, ведь, как известно, внутренний слой хуже читается (с повышенным количеством ошибок).
Гибридный диск |
По мере набора опыта негатива прибавлялось. SACD-диски по мониторному «аналитичной» Hi-Fi акустикой звучали менее звонко и менее басовито, тогда как на DVD-audio подобного греха не замечалось. Не исключено, что корни проблемы кроются в чипах-фильтрах конкретного DVD-проигрывателя, но кому от этого легче (т.е. SACD не хуже, просто подходящее для него «железо» стоит дороже).
Окончательно добил клиппинг в треках на «сидюшном» слое многих гибридных SACD-дисков. Причём на одних «гибридах» клиппинг безобидно детский, тогда как на отдельных – неимоверно гадкий. Уши режет сильнее техасской бензопилы! Это был нокаут. Если пираты передирают с таких SACD-дисков, то не удивительно, откуда берётся клиппинг. Необходимо подчеркнуть, что на слое со звуком высокого разрешения, как и следовало ожидать, никаким клиппингом и не пахнет. Однако сей суперзвук защищён от копирования в цифре. Отсюда мораль: не надо грабить «сидюшные» треки, намного лучше переписывать (через оцифровку в 16 бит 44.1 кГц) воспроизводимую в реальном времени стереодорожку высокого разрешения.
DVD-audio
У этого формата очень много преимуществ. Во-первых, звук высокого разрешения можно воспроизводить на компьютере (посредством карты Audigy2 или проги WinDVD с плагином DVD-audio). Во-вторых, на всех DVD-audio дисках обязательно присутствуют дорожки как в Dolby Digital (иногда ещё и в DTS), так и в стерео PCM, что позволяет крутить на любом DVD-проигрывателе или DVD-ROM приводе. В-третьих, на многих DVD-audio дисках имеется видеораздел с парочкой музыкальных клипов или кусков концертов. В-четвёртых, часто предусмотрен раздел с фото исполнителя и дискографией. В-пятых, видеочасть DVD-audio диска со сжатым многоканальным звуком можно скопировать на винчестер. В итоге получаем больше сервиса за меньшие деньги без ущерба качества. Убедил? Единственное, что пока огорчает – ассортимент DVD-audio дисков на текущий момент заметно пожиже, чем SACD. Зато среди DVD-audio заметно больше рок-и поп-музыки
DVD-video
Если вы страстный любитель концертных записей или музыкальных видеоклипов, то вопрос выбора формата с повестки дня снимается. Потерю качества после трансформации студийного 24 бит 96 кГц в DD (тем более в DTS) способны обнаружить лишь особо одарённые, да и то при условии нехилой и удачно подобранной акустики. Только имейте ввиду, что концерты, особенно старые, по современным меркам записаны из рук вон плохо. И многоканальную раскладку тут (клипов тоже касается) частенько лепят «спустя рукава», посему правильный пространственный звук будет далеко не всегда.
Где купить
Российский «Союз» рекламировать не буду. Выбор не на заказ дисков с «многоканалом» мягко говоря, скромен. DVD-audio диски вообще в списках не значатся. Цена от 300 до ~650 руб. Это ниже, чем на той же Украине, но ощутимо выше, чем в США. Ситуация с реальным ассортиментом под напором спроса должна измениться в лучшую сторону, поскольку фирменный супердиск становится желанным подарком.
В качестве примера мудрого бизнеса рассмотрим недурственный Интернет-магазин, базирующийся в Калифорнии. Полный спектр многоканальных дисков: SACD, DVD-audio, DTS, DD и т.п. Широчайший ассортимент. И скидки, скидки, скидки!!! Порой набегает до $10 за диск.
Пересылка из США в Россию 4 дисков, упакованных продавцом в картонную коробчонку, обойдётся в ~$20 (из них почтовые услуги как таковые – ~$13). За пересылку 8 дисков (в родных футлярах DVD-audio или SACD) возьмут около $30–33. Стоимость пересылки зависит от веса, то есть от футляров дисков. А футляры могут быть совершенно разными. Так называемые Super Jewel Case бывают трех размеров. Иногда производитель SACD упаковывает диск в обычный футляр для CD, но подобная практика уходит в прошлое. Футляры DVD-audio дисков могут отличаться по весу из-за материала изготовления. Те, что из толстого, прозрачного, как бы стеклянного пластика, тяжелее. Случается, как DVD-audio, так и SACD диски на фабриках упаковываются в одинаковый футляр Super Jewel Case (среднего размера), который побольше-потолще «сидюшного», но поменьше «дивидишного».
Шлите диски коробками! |
Форма оплаты. Для россиян, покупающих по Интернету в странах цивилизованного капитализма, единственный разумный вариант – пластиковая карточка. Неважно, рублёвая или долларовая, сумма платежа будет пересчитана по курсу. Главное, чтобы банк, выдавший вам карту (не важно, VISA или MasterCard), поддерживал валютный платёж через Интернет по идентификационному (ID) коду. Не путайте ID код с ПИН-кодом! Так, на VISA код ID красуется с обратной стороны пластиковой карты. На иных картах ID-код прорисовывается на лицевой стороне. Из идентификационного кода понадобятся последние 4 цифры – их придётся ввести на сайте продавца после указания номера карты. Внимание!!! ПИН-код при современном способе платежа через Интернет не вводится, как не вводится для VISA CLASSIC в некоторых продвинутых магазинах, оборудованных новейшими считывателями карт. Но если в обычном магазине физически используется карта владельца (тем самым подтверждается добровольность покупки), то в виртуальном пластиковую карту фактически заменяет идентификационный код.
Будьте бдительны! Ни в коем случае не пользуйтесь услугами незащищённых сайтов. Правильные сайты начинаются с «https://». Дополнительный индекс «s» указывает на то, что сайт защищён от проникновения извне, и приватная информация о вашей пластиковой карте (номер и идентификационный код) не должна попасть в руки злоумышленников. В идеале следует завести отдельную пластиковую карту для платежей через Интернет и не хранить на ней больших денежных сумм.
В Штатах куча разных почт, включая частные (шустрые, но дорогущие), вроде известной DHL. Почта под названием Air Mail Service является государственной почтой США, именно её сейчас использует рассматриваемый Интернет-магазин. К огромному сожалению, российская почта подобную авиабандероль трактует как обычный (не заказной) пакет, фактически снимая с себя материальную ответственность. Более того, Air Mail до российского адресата топает 2-3, а то и все 4 недели. В некоторых Интернет-магазинах предусмотрен выбор типа почты. Лучше пользоваться Global Express Mail, бандероли которой по России доставляются «Гарант-пост». Подороже, зато более надёжно и ощутимо быстрее (8-12 дней). На SenMeMovies обещают в скором времени добавить использование данного вида почты.
Диски с многоканальным звуком
Jean Michel Jarre – «Aero»DVD-Video, 2004, Warner Music France, 5.1 DD и DTS, 48 кГц Многоканальная раскладка – одна из самых впечатляющих! Порывы ветра буквально пробегают по комнате. Все звуки очень реалистично перемещаются в пространстве, причём делают это постоянно. Короче, идеальный «многоканал», чтобы демонстрировать друзьям возможности вашей аудиоаппаратуры. В качестве бонуса прилагается CD-audio диск, в который включён идентичный музыкальный материал (естественно, смикшированный в стерео), но без вставок-переходов. В «Aero» преобладают старые композиции, однако они сыграны полностью заново. И вот тут общепризнанный маг электронной музыки выступил не лучшим образом. Прежние аранжировки были более искромётными. |
Latin Jazz Trio (Conte/Garfield/Carpenter)Диск двухсторонний, двухслойный, как и у всей продукции данной фирмы. С одной стороны это DVD-audio (5.1 24 бит 96 кГц), с другой – DVD-Video (DTS и DD 48 кГц 5.1 стерео 24 бит 96 кГц), где есть студийные видеосюжеты (1.33:1) всех записанных на диске песен. Многоканальная раскладка не самая впечатляющая (сказывается статичный в передней полусфере микс источников звука), зато честно, со ошеломляющей амплитудой записаны ультразвуковые составляющие. Треугольник и прочий «металл» радуют абсолютной реалистичностью звучания. А вот контрабас затерялся. |
Fourplay – «Fourplay»5.1 и 2.0 24 бит 96 кГц PCM, 2.0 48 кГц DD. Многоканальная раскладка выполнена сдержанно, но со вкусом. Жаль, что тыловые каналы задействуются, преподнося много утонченных вкусностей, не во всех композициях. Да, звуки в пространстве не скачут, как оглашенные, но это и не надо для данного стиля музыки. Расслабляться, а не вслушиваться! Великолепный Smoth-джаз, причём изумительно записанный. Роскошные низкие, натуральные высокие частоты. |
Ton Koopman – «Organ Spectacular» (Famous organ works by Bach)5.1 24 бит 96 кГц PCM, 5.1 и 2.0 48 кГц DD. Многоканальная раскладка отражает лишь реверберацию помещения, где установлен орган (весьма старинный), причём гипертрофированно. Катастрофически не хватает низких частот. Лично мне довелось послушать орган живьём в костеле города Пылтсмаа (забавный факт: седой пастор приезжал «на работу» на немецком велосипеде 1936 года выпуска). Уверяю вас, живой орган звучит иначе. Органная волна распирает грудь, как будто делаешь глубокий вздох морского бриза, пропитанного йодом. На данном диске прилагается куча демо-записей классической музыки, включая 5 симфонию Бетховена. Во всех записях качество оставляет желать лучшего. Нет воздуха. Сие понятие пришло от аудиофилов и на удивление точно отражает действительность: звуки как будто завуалированы какой-то тряпкой. Вдобавок нет должного баса. Средние частоты звучат резковато. Д-а-а-а, микрофончики-то пора менять! Красующаяся надпись 24 бит 96 кГц – приманка, не более. Посему не удивлюсь, если Teldec прозябает. Подозреваю, что микрофоны при скромном усилении располагалась далековато от инструментов, и после сведения-наложения множества треков «воздух» из записи улетучился. |
Mike Oldfield – «Tubular Bells 2003»DVD-Audio, 2003, Warner Music Spain S.A. 5.1 и 2.0 24 бит 48 кГц PCM, 48 кГц 5.1 и 2.0 DD, 48 кГц 5.1 DTS. Сразу чувствуется, что многоканальная раскладка выполнялась с усердием. Звуки регулярно кочуют из канала в канал, однако при этом часто остаются как бы прилипшими к колонкам. Время от времени просыпается сабвуферный канал и даёт жару. Раздражают досадные шероховатости записи, особенно на средне-высоких частотах. Обычно так бывает, когда записывают в неком слабеньком формате (ATRAC?), а потом спешно конвертируют в более продвинутый, якобы с повышением качества. Есть приятное дополнение: хорошее видео (NTSC) с дорожкой 5.1 и 2.0 DD, по номеру из двух разных концертов. Вот как надо использовать возможности формата DVD-audio! |
The Steve Huffsteter Big band – «Gathered Around»5.1 и 2.0, 24 бит 96 кГц PCM, 48 кГц DD и DTS. Признаюсь, думал смикшируют так, что слушатель окажется в центре расположившегося по кругу большого оркестра. Увы. Многоканальная раскладка ординарна, с упором на центральный канал. Лишь иногда вблизи слева прорывается фортепиано. Ударная установка звучит суховато, особенно бочка. А вот стереомикс получился чудо как хорош. Исполнители, похоже, старались на грани сил, но жутко боялись «дать маху» и, как следствие, были очень скованы. Разошлись только на некоторых композициях. Тогда и неплохой оркестровый джаз получился. Эх, инжектировать бы сюда кураж Глена Миллера! |
David Sanborn – «Time Again»5.1 и 2.0 DSD, 44.1 кГц стерео РСМ Многоканальная раскладка притягательно-хороша: тылы и центр полезно активны. Тарелки ударных звучат на редкость реалистично. Очевидно, микрофоны не имели завала на высоких частотах. Прекрасный тест для акустики: при неровной на средних частотах АЧХ саксофон будет повизгивать. Выше 24 кГц полезных составляющих не наблюдается совсем. Подозреваю, что оригинал записывали в PCM с 48 кГц, а потом перегоняли в DSD. На «сидюшном» слое постоянно идёт сильнейший клиппинг. |
Fleetwood Mac – «Rumours»5.1 и 2.0 24 бит 96 кГц PCM, 48 кГц DD. Многоканальная раскладка выполнялась на основе записи 1977 года, сделанной на 24-дорожечном AMPEX 1100. К нашему счастью, оригинал записался исключительно хорошо, несмотря на шумопонижение Dolby той поры. Звукоинженерам «многоканала» чёрной работы не перепало. Конечно, о полезных ультразвуковых составляющих не может быть и речи: не придумали ещё, как их возрождать из небытия. Во всём остальном получилось на славу! Никакой «Долби Пролоджик» не способен приблизиться к «многоканалу», сделанному умными руками. Звуковая сцена не только раздвинулась вширь, но и обрела чётко осязаемую глубину. Инструменты и голоса прекрасно локализуются в пространстве. Создаётся впечатление, что слушаешь диск не на расхожем комплекте 5.1 примерно за $1000, а на элитарном стерео Hi-End за десятки тысяч баксов. |
Deep Purple – «Machine Head»5.1 и 2.0 24 бит 96 кГц PCM, 48 кГц DD. Многоканальная раскладка реанимировалась из средненькой по качеству стереозаписи 1972 года, сделанной в коридоре отеля (!) на аппаратуре передвижной студии Rolling Stones. Надо отдать должное звукоинженерам: ушедшие в историю не убили звук, а нынешние сотворили чудеса, бережно перелопатив и изрядно вычистив оригинал. Полагаю, они вырезали цифровыми фильтрами отдельные звуки, голоса и инструменты, а потом аккуратненько микшировали по каналам. Повышенная дискретизация на высококачественной аппаратуре позволит извлечь весь звук без остатка (на недорогой акустике переход с 48 кГц на 96 кГц, как правило, остаётся незамеченным, а на дешёвых плеерах может даже ухудшить звучание). Бессмертный альбом приобрёл вторую молодость! |
Erich Kunzel Cincinnati Pops Orchestra – «1812 Overture» (Tchaikovsky P.I.)5.1 и 2.0 DSD, 44.1 кГц стерео РСМ Многоканальная раскладка продумана и грамотно реализована. Тыловые каналы создают правильный объём, а в нужные моменты включаются на полную катушку. Лучше диска для теста аудиоаппаратуры не придумать! На компромиссной акустике кажется, что маловато высоких частот. С шумным усилителем проявляется его фон. Кстати, компрессия почти не использовалась, и перепады уровня огромные. Осторожно! Пальба из пушек записана в полном динамическом диапазоне, причём во всех каналах, так что динамики при выкрученном ближе к максимуму уровне громкости могут не выдержать. Лично я с громкостью подстраховался, но всё равно шарахнуло так, что думал, стена упадет к соседям. На «сидюшном» слое во время пушечной пальбы – клиппинг. |
Hiromi – «Brain»5.1 и 2.0 DSD, 44.1 кГц стерео РСМ Многоканальная раскладка на отдельных композициях этого диска стала жертвой эксперимента (включая саму музыку). Как только Хироми сбивается на авангардный джаз, эксперимент выходит из-под контроля. В общем, на любителя. Сама запись выполнена превосходно: мягчайше-глубочайший бас, натуральные высокие частоты (есть УЗ составляющие!), средние отлично передают звучание фортепиано. |
Korn – «Live»5.1 DD, 2.0 PCM 24 бит 48 кГц С многоканальной раскладкой концертной записи сильно не утруждались, сделав упор на сабвуферный канал. Команда эта с арсеналом семиструнных электрогитар и так басовита, в общем, получился полный угар. Осторожно с громкостью: снесёт крышу. Нормально записаны тарелки. Сжатие в Dolby Digital выполнено неплохо. А вот стереодорожка слеплена отвратно, с выпяченными средними частотами, даром, что 24 бит. Музыка не блещет разнообразием: душещипательное вступление, потом по-шахтёрски беспросветный забой. Одним словом, хороший диск… для теста сабвуфера! ;) |
Продолжение следует!
Примечание: суперформаты удастся воспроизвести либо по аналогу 5.1, либо через HDMI |
Вместо заключения
Как видим, безукоризненно записанной и смикшированной многоканальной музыки пока не так много, как хотелось бы. Но те диски, что удались, подарят нам действительно яркие впечатления. Игра стоит свеч!
Следует признать, что даже среди стерео-CD и поныне выпускается много провальных, хотя теория и двухканальная техника записи доведены до совершенства. Теория и практика многоканальности стремительно развиваются, аппаратурные возможности тоже. Цены, понятно, о-ё-ёй как кусаются. Однако от человеческого фактора не уйдёшь даже при наличии супер-пупер техники, а звукоинженерия – дело исключительно тонкое. Поэтому вряд ли все многоканальные «миксы» будут хороши как на подбор. Наверное, так даже интереснее?
(курс: 24)
(курс: 24)