Обзоры и статьи - Акустическое проектирование залов драматических театров. Часть 3.
2014-09-18 13:06:43
Акустическое проектирование залов драматических театров. Часть 3.
Улучшение акустических характеристик помещений-театральные помещения. Часть 1.
Улучшение акустических характеристик помещений-залы с естественной акустикой. Часть 2.
Акустическое проектирование залов драматических театров. Часть 3.
Акустическое проектирование помещений для воспроизведения музыки. Часть 4.
Акустическое проектирование кинотеатральных залов. Часть 5.
Акустическое проектирование залов многоцелевого назначения. Часть 6.
Проектирование залов драматических театров

Залы драматических театров.
Зрительные залы драматических театров также как и лекционные залы, служат в основном для передачи речи. Вместе с тем они обладают и некоторыми акустическими преимуществами перед лекционными помещениями и конференц-залами.
Во-первых, источником звука в них служит профессионально поставленный голос актера, который при равной мощности воспринимается более отчетливо, чем голос оратора.
Во-вторых, практически всегда, когда на сцене происходит действие, напряжение зрителя повышается, что вызывает снижение общего шума аудитории. Эти особенности позволяют располагать зрительские места на большем расстоянии от сцены, чем в обычной речевой аудитории.
Но при проектировании залов драмматических театров существуют обстоятельства, затрудняющие решение акустических вопросов :
действие спектакля происходит на сцене в декорациях и кулисах, чаще всего изготавливаемых из материалов, хорошо поглощающих звук;
сама сцена обладает большим объемом, часть которого скрыта порталом, являющимся хорошим экраном для звуковых волн практически любой длины;
в верхней части портала, как правило, располагаются колосниковые системы, к которым подвешиваются декорации, обладающие, как правило, большими значениями коэффициентов звукопоглощения. Наконец, в зрительном зале драматического театра может звучать не только речь, но и музыка, сопровождающая спектакль. С ней обычно связывают использование электроакустической аппаратуры.
Время реверберации звука в залах драматических театров с учетом перечисленных особенностей принимается несколько большим по сравнению с лекционными залами.
При проектировании размеров зала драматического театра (в частности, его длины) определяющим становится взаимоотношение актера и зрителя во время спектакля. Первому нужен психофизический контакт с аудиторией, вторым — не только хорошая слышимость, но и видимость. С этих позиций максимальное удаление зрительского места от сцены не должно быть более 25 м в партере и 27.. .28 м — на балконе. Примерно такие же максимальные расстояния целесообразны и по соображениям акустики.
Очень большое влияние на акустические качества залов оказывает выбор высоты потолка. Традиционно в драматических театрах предпочитают ярусное расположение зрителей, что приводит к большой высоте зала. Следствием этого является наличие в первых рядах запаздывающих ранних отражений. Кроме того, глубокие сцены и портал часто приводят к тому, что при нахождении актера далеко от авансцены ранние отражения в первые ряды вовсе не поступают.
По современным представлениям высота потолка зрительных залов в драматических театрах должна составлять 10... 12 м, что обеспечивает приход отраженных звуковых волн по всей площади зала за время, не превышающее 0,05 с. Такое запаздывание еще можно допустить.
В последнее время, при проектировании драматических театров, над порталом часто делают наклонные козырьки, что позволяет устранить отрицательные свойства высоких потолков.

Требования к проектированию залов драматических театров.
При конструировании козырьков необходимо помнить о выборе их минимальных размеров. В противном случае отражение низких частот будет менее интенсивным, и это отразится на тембре звучания речи. Материалом отражающей поверхности лучше всего выбирать дерево.Для заполнения полостей козырьков используется звукопоглащающий материал акустическая пена .
Ширину зала рекомендуется принимать не более 20 м (вблизи сцены). Ширина портала сцены, чаще всего, меньше передней стены. Размеры простенков не должны быть большими, иначе при передвижении актера вглубь сцены на боковые места передней части зала не будут поступать первые отражения. При наличии же сравнительно больших простенков целесообразно устраивать у самого портала жесткие звукоотражающие кулисы или ограждающие портал боковые стенки.
Отметим некоторые особенности, имеющие место применительно к форме залов. При проектировании драматического театра, с криволинейными очертаниями, необходимо учесть, что звуковая энергия, отраженная от боковых поверхностей, может распространяться вдоль стен по периметру зала. Отражения от задней стены концентрируются в зависимости от ее кривизны в той или иной части зала, что, как правило, приводит к ухудшению слышимости в остальных частях партера. В залах овальной формы при наличии ярусов акустические условия в целом благоприятны. Примером таких благоприятных условий может служить зрительный зал Александринского театра в Санкт-Петербурге.
Современные овальные залы почти всегда не являются ярусными, а потому малопригодны для проектирования в них драматических театров.
В залах с секторной формой плана распределение первых отражений зависит от угла раскрытия боковых стен. Чем больше этот угол, тем меньше отражений направляется в среднюю часть зала. При угле раскрытия, равном горизонтальному углу видимости (22°30/) первые отражения вообще не поступают в среднюю по длине треть зала. При угле 10° каждая боковая стена обеспечивает первыми отражениями половину зала, разделенного диагональю. Лишь на небольшой площади передней его части они отсутствуют.
Равномерное распределение звуковой энергии боковыми стенами может происходить в залах с параллельными стенами. Однако при ширине зала более 20 м первые отражения в переднюю половину зала приходят с большим временем запаздывания — более 0,05 с, что резко снижает разборчивость речи. Кроме того, в таких залах возможно образование «порхающего» эха.
В заключение некоторые замечания следует сделать о планировке балконов с целью обеспечения хорошей слышимости. При решении этого вопроса не следует руководствоваться только задачами обеспечения хорошей видимости и экономичности. Подобный подход часто приводит к расположению глубоких балконов низко друг над другом. В таком случае подбалконное пространство обеспечивается только энергией прямого звука. Отраженная звуковая энергия либо вовсе не попадает в это пространство, либо она настолько недостаточна, что не способствует повышению разборчивости речи и не обогащает тембра звучания голоса.
Одним из важнейших условий планировки балконов является такое их расположение над партером и друг над другом, чтобы в каждом подбалконном пространстве помещалось не более 4-5 рядов зрительских мест. При этом важно, чтобы высота подбалконного пространства была не менее 4 м, а над последним рядом — 3. ..3,5 м. Когда количество рядов под балконом увеличивается, необходимо увеличить и высоту над рядами, чтобы отраженная звуковая энергия могла туда свободно проникнуть.
Акции

Цена
19 896 грн
795.83 $
(курс: 25)
(курс: 25)

Цена
48 500 грн
1 940.00 $
(курс: 25)
(курс: 25)

Цена
28 000 грн
1 120.00 $
(курс: 25)
(курс: 25)
Рекомендуемые товары