AVMARKET.COM.UA

Обзоры и статьи - Акустическое проектирование залов драматических театров. Часть 3.

2014-09-18 13:06:43
Акустическое проектирование залов драматических театров. Часть 3.
 
Улучшение акустических характеристик помещений-театральные помещения. Часть 1.
Улучшение акустических характеристик помещений-залы с естественной акустикой. Часть 2. 
Акустическое проектирование залов драматических театров. Часть 3.
Акустическое проектирование помещений для воспроизведения музыки. Часть 4.
Акустическое проектирование кинотеатральных залов. Часть 5.
Акустическое проектирование залов многоцелевого назначения. Часть 6.
 
 
Проектирование залов драматических театров
 
Залы драматических театров.
 
Зрительные залы драматических театров также как и лекционные залы, служат в основном для передачи речи. Вместе с тем они обладают и некоторыми акустическими преимуществами перед лекционными помещениями и конференц-залами.
 
Во-первых, источником звука в них служит профессионально поставленный го­лос актера, который при равной мощности воспринимается более отчетливо, чем голос оратора.
 
Во-вторых, практически всегда, когда на сцене происходит действие, напря­жение зрителя повышается, что вызывает снижение общего шума аудитории. Эти особенности позволяют располагать зрительские места на боль­шем расстоянии от сцены, чем в обычной речевой аудитории.
Но при проектировании залов драмматических театров существуют обстоятельства, затрудняющие решение акусти­ческих вопросов :
действие спектакля происходит на сцене в декорациях и кулисах, чаще всего изготавливаемых из материалов, хорошо поглощающих звук;
 
сама сцена обладает большим объемом, часть которого скрыта пор­талом, являющимся хорошим экраном для звуковых волн практи­чески любой длины;
 
в верхней части портала, как правило, располагаются колосниковые системы, к которым подвешиваются декорации, обладающие, как правило, большими значениями коэффициентов звукопоглощения. Наконец, в зрительном зале драматического театра может звучать не только речь, но и музыка, сопровождающая спектакль. С ней обычно связывают использование электроакустической аппаратуры.
Время реверберации звука в залах драматических театров с учетом перечисленных особенностей принимается несколько большим по срав­нению с лекционными залами.
 
При проектировании размеров зала  драматического театра (в частности, его длины) определя­ющим становится  взаимоотношение актера и зрителя во время спектакля. Перво­му нужен психофизический контакт с аудиторией, вторым — не только хорошая слышимость, но и видимость. С этих позиций максимальное удаление зрительского места от сцены не должно быть более 25 м в партере и 27.. .28 м — на балконе. Примерно такие же максимальные расстояния целесообразны и по соображениям акустики.
 
Очень большое влияние на акустические качества залов оказывает выбор высоты потолка. Традиционно в драматических театрах предпо­читают ярусное расположение зрителей, что приводит к большой высоте зала. Следствием этого является наличие в первых рядах запаздываю­щих ранних отражений. Кроме того, глубокие сцены и портал часто приводят к тому, что при нахождении актера далеко от авансцены ран­ние отражения в первые ряды вовсе не поступают.
 По современным представлениям высота потолка зрительных залов в драматических театрах должна составлять 10... 12 м, что обеспечивает приход отраженных звуковых волн по всей площади зала за время, не превышающее 0,05 с. Такое запаздывание еще можно допустить.
 В последнее время, при проектировании драматических театров, над порталом часто делают наклонные козырь­ки, что позволяет устранить отрицательные свойства высоких потолков.
 
Требования к проектированию залов драматических театров.
 
При конструировании козырьков необходимо помнить о выборе их минимальных размеров. В противном случае отражение низких частот будет менее интенсивным, и это отразится на тембре звучания речи. Материалом отражающей поверхности лучше всего выбирать дерево.Для заполнения полостей козырьков используется звукопоглащающий материал акустическая пена .
 Ширину зала рекомендуется принимать не более 20 м (вблизи сцены). Ширина портала сцены, чаще всего, меньше передней стены. Раз­меры простенков не должны быть большими, иначе при передвижении актера вглубь сцены на боковые места передней части зала не будут поступать первые отражения. При наличии же сравнительно больших простенков целесообразно устраивать у самого портала жесткие звукоотражающие кулисы или ограждающие портал боковые стенки.
 
Отметим некоторые особенности, имеющие место применительно к форме залов. При проектировании драматического театра, с криволинейными очертаниями, необходимо учесть, что звуковая энергия, отраженная от боковых поверхностей, может распространяться вдоль стен по периметру зала. Отражения от задней стены концен­трируются в зависимости от ее кривизны в той или иной части зала, что, как правило, приводит к ухудшению слышимости в остальных ча­стях партера. В залах овальной формы при наличии ярусов акусти­ческие условия в целом благоприятны. Примером таких благоприят­ных условий может служить зрительный зал Александринского теат­ра в Санкт-Петербурге.
 
Современные овальные залы почти всегда не являются ярусными, а потому малопригодны для проектирования в них  драматических театров.
В залах с секторной формой плана распределение первых отраже­ний зависит от угла раскрытия боковых стен. Чем больше этот угол, тем меньше отражений направляется в среднюю часть зала. При уг­ле раскрытия, равном горизонтальному углу видимости (22°30/) первые отражения вообще не поступают в среднюю по длине треть зала. При угле 10° каждая боковая стена обеспечивает первыми отражениями по­ловину зала, разделенного диагональю. Лишь на небольшой площади передней его части они отсутствуют.
 
Равномерное распределение звуковой энергии боковыми стенами может происходить в залах с параллельными стенами. Однако при ширине зала более 20 м первые отражения в переднюю половину за­ла приходят с большим временем запаздывания — более 0,05 с, что резко снижает разборчивость речи. Кроме того, в таких залах возможно образование «порхающего» эха.
 В заключение некоторые замечания следует сделать о планировке балконов с целью обеспечения хорошей слышимости. При решении это­го вопроса не следует руководствоваться только задачами обеспечения хорошей видимости и экономичности. Подобный подход часто приво­дит к расположению глубоких балконов низко друг над другом. В таком случае подбалконное пространство обеспечивается только энергией пря­мого звука. Отраженная звуковая энергия либо вовсе не попадает в это пространство, либо она настолько недостаточна, что не способствует по­вышению разборчивости речи и не обогащает тембра звучания голоса.
 
Одним из важнейших условий планировки балконов является та­кое их расположение над партером и друг над другом, чтобы в каждом подбалконном пространстве помещалось не более 4-5 рядов зритель­ских мест. При этом важно, чтобы высота подбалконного простран­ства была не менее 4 м, а над последним рядом — 3. ..3,5 м. Когда количество рядов под балконом увеличивается, необходимо увеличить и высоту над рядами, чтобы отраженная звуковая энергия могла ту­да свободно проникнуть.
 
Акции
Mac Audio mmc 220Mac Audio mmc 220
Цена
6 320 грн243.09 $
3 713 грн
142.80 $
(курс: 26)
Акция стерео-комплект Yamaha ns-555 + Yamaha rs202Акция стерео-комплект Yamaha ns-555 + Yamaha rs202
Цена
26 000 грн1 040.00 $
19 896 грн
795.83 $
(курс: 25)
Mac Audio bt force 116Mac Audio bt force 116
Цена
2 020 грн
77.69 $
(курс: 26)
Magnat Interior 5.1x blackMagnat Interior 5.1x black
Цена
10 607 грн
407.96 $
(курс: 26)
Акция Акустическая система 7.1 Yamaha ns-555 + AV-ресивер Yamaha rx-v581Акция Акустическая система 7.1 Yamaha ns-555 + AV-ресивер Yamaha rx-v581
Цена
58 100 грн2 324.00 $
48 500 грн
1 940.00 $
(курс: 25)
Акция стерео-комплект Yamaha ns-555 + Yamaha r-n602Акция стерео-комплект Yamaha ns-555 + Yamaha r-n602
Цена
35 975 грн1 439.00 $
28 000 грн
1 120.00 $
(курс: 25)
Рекомендуемые товары
Ion Audio max lp blackIon Audio max lp black
Цена
4 134 грн
159.00 $
(курс: 26)
Klipsch cp-4t (пара)Klipsch cp-4t (пара)
Цена
9 000 грн
360.00 $
(курс: 25)
Vogels 1125 blackVogels 1125 black
Цена
1 399 грн
50.87 $
(курс: 27.5)
Audio Technica at-lp60xbt whiteAudio Technica at-lp60xbt white
Цена
6 500 грн
250.00 $
(курс: 26)
JBL Studio 290 espJBL Studio 290 esp
Цена
33 000 грн1 200.00 $
25 850 грн
940.00 $
(курс: 27.5)
Musical Fidelity v-lps 2 mm/mcMusical Fidelity v-lps 2 mm/mc
Цена
5 493 грн
227.00 $
(курс: 24.2)
ещё