AVMARKET.COM.UA

Обзоры и статьи - ОЦИФРОВКА ВИНИЛА Не спешите цифровать пластинки !

2014-10-15 09:36:14
  ОЦИФРОВКА ВИНИЛА Не спешите цифровать пластинки !
 
 
Не спешите цифровать пластинки ! Для начала сделайте тестовые прогоны вашего источника в состоянии покоя — посмотрите, как меняется спектрограмма, например, при запуске и остановке диска. Возможно, потребуется дополнительная изоляция из-за 50 Гц фона, который не прочь пролезть в ваш драгоценный виниловый рип.
У вас впереди будет много работы с паразитами на конкретной пластинке, поэтому артефакты тракта необходимо локализовать и свести к минимуму.
 Сегодня мы разберем штудию для самых кропотливых и занудных любителей звука. Никаких дружеских посиделок с виски и сигарой под шелест любимых пыльных конвертов — только часы методичного, кропотливого труда. Что, уже увлекает перспективка? Тогда оцифровка винила — именно то, что вам нужно.
 О причинах данной процедуры долго говорить не будем. Редкие издания, лучшая сохраняемость ВЧ по сравнению с даже магнитной мастер-лентой, щадящий уровень компрессии — все это делает винил интересным носителем, дребезжание которого грех не зафиксировать более надежными способами. Производители, конечно, знают о такой потребности, но предлагают это сделать абы как. Например, снабжают USB-разъемами виниловые вертушки — «сделай клевый MP3 из своей пластинки!» Мы плюнем на это непотребство и пойдем иным путем — трудным, но и почетным вместе с тем.
 Один из постулатов корпоративной религии гласит: «эффективность фирмы определяется ее самым слабым сотрудником». Будьте уверены, что какой-то мелкий грех вашего тракта в оцифровке будет торчать как рог во лбу. Так что допустим, что своей аналоговой системой вы довольны. Стол невозмутим. Податливость картриджа находится в трогательном согласии с эффективной массой тонарма. В тракте фонокорректора не слышно паразитных фонов и вообще все поет прекрасно. Осталось только доверить это богатство цифровому архивариусу на хранение. И тут тщетность утверждения «цифра она и в Африке цифра» раскроется во всей красе.
 
Итак, вам нужен блок с АЦП-модулем. Это один из самых узких участков оцифровки. Вы можете увеличить прижим иглы, взять у друга другой картридж, поменять VTA, помыть пластинку почти до полной тишины. Но если у вас заурядный рекордер, все эти усилия без толку. Из самой воздушной аналоговой симфонии на выходе получится стеклянный, мертвый звук с противными виниловыми щелчками.
 Кто-то предпочитает использовать классические студийные аппараты. Большая часть из них не имеет накопителя, и весь результат отправляется через цифровой выход на внешнее устройство захвата. Поэтому, если вы твердо намерены не прибегать при записи к компьютеру, из доступных рекордеров с функцией сохранения на слуху Roland и Tascam. Примечательно, что у них уже давно появилась возможность писать сигнал в перспективный DSD. Но имейте в виду, что редактировать DSD-файлы в домашних условиях невозможно по математическим причинам устройства однобитового потока. Это можно провернуть только на дорогущих специализированных станциях типа Pyramax, где DSD конвертируется в DXD-формат (высокодискретный РСМ с параметрами 24 бит/352,8 кГц). В целом рекордер Tascam DA-3000 по американской цене 1 тысяча долларов вызывает интерес своей автономностью и возможностью писать звук не на внутренний хард-драйв, как было раньше, а прямо на SD-карточку. Но все-таки, если уж серьезно браться за студийные железяки, что Roland, что Tascam — хорошие, но не идеальные конвертеры. Достаточно сравнить их результат записи, например, с изделиями Merging Horus, но там и цена за 6 тысяч долларов. В целом я не вижу больших резонов работы железных рекордеров как дорогих, так и не очень, в любительских условиях. Лучше уж вложить эту тысячу долларов в хорошую аудиокарту. Но какую ?
 
Мою рекомендацию нельзя назвать слишком оригинальной. Внутренняя PCI-карта Lynx-Two выпускается более десятка лет, но по-прежнему считается пусть не абсолютным эталоном, но как минимум очень серьезным уровнем, с которым принято сверять новинки. Да, в отличие от многих с ней копия становится похожа на оригинал, и в режиме воспроизведения Lynx-Two звучит очень даже прилично. Можно, конечно, сказать, что в АЦП-секции более доступного Creative EMU-1616 стоят такие же топовые чипы АК5394А. Ну что же, попробуйте. Такие же АК5394А, к слову, используются и в профессиональном комплексе ProTools HD 192 I/O. Но и сами процессоры — это еще не все. Подумайте, где вы будете плавно регулировать уровень сигнала на записи ?
 В моем случае это исполняется прямо на фонокорректоре, a Lynx-TWO лишь цифрует аналоговый сигнал. Все внешние аудиокарты снабжены предусилителем, и его качество имеет немалое значение. Хорошо, если ваш фонокорректор оснащен балансными выходами — в данном случае, это не игры аудиофилии, а просто стандарт профессиональной среды для снижения уровня
наводок. Возможно, в каких-то случаях придется воспользоваться переходниками на разъемы TRS. Не забывайте, что все эти карты разрабатывались не для ваших фонокорректоров, а для домашнего музицирования.
 
Подавляющее большинство внешних аудио-карт соединяется с компьютером по USB, остальные предпочитают по старинке FireWire и нахваливают его надежность. Принципиальной разницы в коммутации я не вижу, если и вылезут проблемы, то они будут связаны не с протоколом. Для пользователей Windows главное — добиться работы связки в ASIO-режиме (т.е. напрямую между драйвером карты и программой-оцифровщиком). Да, и установить размер буфера побольше, чтобы не было выпадений сигнала.
Что касается софтвера, то весьма популярна бесплатная Audacity. Неплохая, легкая программа, но в моем случае Lynx показывал, что она с ним работает почему-то в 16-битном режиме. Так что пришлось попробовать более авторитетные продукты, из которых я остановился на WaveLab. У него, помимо крупной шкалы уровня сигнала, имеется очень наглядный анализатор фазы, продемонстрировавший, что некоторые пластинки сведены практически в моно.
 
Кнопку записи вы найдете сами, а саму запись желательно вести в максимально доступном разрешении — 32 bit float и 192 кГц. Вот-вот, не щадить патронов, даже если финальным форматом для архива будет 16/44. У вас должно быть пространство маневра при редактировании. Ряд недорогих аудиокарт имеет ограничение дискретизации до 96 кГц, ну куда деваться — ставьте 96, но 32 bit float крайне желательно по тем же причинам. Реальное разрешение всех АЦП 24 бит, но дополнительный буфер 8 бит поможет более точно интерполировать результаты вашего шаманства в аудиоредакторе, базовые уроки которого мы рассмотрим в следующей части.
 
текст Ярослав Годына
 
 
Акции
Mac Audio bt force 116Mac Audio bt force 116
Цена
2 432 грн
91.77 $
(курс: 26.5)
Pro-Ject elemental phono usb (om5e) silver/blackPro-Ject elemental phono usb (om5e) silver/black
Цена
8 525 грн310.00 $
7 123 грн
259.00 $
(курс: 27.5)
Magnat quantum 757 set 5.1 piano whiteMagnat quantum 757 set 5.1 piano white
Цена
106 000 грн4 000.00 $
79 998 грн
3 018.80 $
(курс: 26.5)
Акция Акустическая система 7.1 Yamaha ns-555 + AV-ресивер Yamaha rx-v581Акция Акустическая система 7.1 Yamaha ns-555 + AV-ресивер Yamaha rx-v581
Цена
63 910 грн2 324.00 $
53 350 грн
1 940.00 $
(курс: 27.5)
Magnat Interior 5.1x blackMagnat Interior 5.1x black
Цена
10 811 грн
407.96 $
(курс: 26.5)
Mac Audio mmc 220Mac Audio mmc 220
Цена
6 442 грн243.09 $
5 019 грн
189.39 $
(курс: 26.5)
Рекомендуемые товары
Marantz cd 6006 silver goldMarantz cd 6006 silver gold
Цена
14 850 грн
550.00 $
(курс: 27)
Norstone-design scala clear glassNorstone-design scala clear glass
Цена
12 369 грн
399.00 $
(курс: 31)
Thorens mm-002 blackThorens mm-002 black
Цена
5 481 грн
203.00 $
(курс: 27)
Pro-Ject essential ii (dc) (om5e) matt whitePro-Ject essential ii (dc) (om5e) matt white
Цена
10 017 грн
319.00 $
(курс: 31.4)
Yamaha cd-s2000 blackYamaha cd-s2000 black
Цена
57 448 грн2 089.00 $
48 840 грн
1 776.00 $
(курс: 27.5)
Norstone-design esse stand redNorstone-design esse stand red
Цена
3 379 грн
109.00 $
(курс: 31)
ещё