Обзоры и статьи - Акустические системы для 3D-звучания
2014-11-02 11:59:42
Акустические системы для 3D-звучания
Формат Auro-3D
Формат Dolby Atmos
Из кинотеатра домой
Акустические системы для 3D-звучания
Auro-3D vs Dolby Atmos-будет ли битва форматов или всё, что вы хотели знать про 3D Audio, но боялись спросить
Для применения в коммерческих кинотеатрах некоторые компании - производители профессионального оборудования разработали специальные версии акустических систем для верхних каналов. Они характеризуются высокими показателями звукового давления (и это очевидно, поскольку во многих кинозалах потолки довольно высокие) и расширенным вниз диапазоном рабочих частот (до 30-40 герц) благодаря применению драйверов НЧ диаметром 12 и даже 15 дюймов. Также применение такой акустики рекомендуется в боковых и в тыловых каналах - они должны воспроизводить НЧ не хуже, чем фронтальные АС, но с чуть меньшим звуковым давлением. Иначе для поддержки НЧ в тыловых и боковых каналах необходимо будет применять выделенные сабвуферы.

Dolby Atmos допускает использование специальных АС, работающих на отражение от потолка

В домашних инсталляциях 3D Audio систем используются традиционные громкоговорители для нижнего и среднего (в Auro-3D) слоев. Для верхнего (потолочного) слоя используется акустика специальной конструкции. Также в документации Dolby Atmos указывается возможность использования специальных акустических систем, работающих на отражение от потолка. Иными словами, эти колонки располагаются на фронтальных и тыловых громкоговорителях и излучают звук вверх под углом (благодаря специальной ориентации динамиков). Отражаясь от потолка, звук приходит к слушателю сверху, т.е. такая акустика призвана стать альтернативой потолочным громкоговорителям. Насколько удачной окажется эта альтернатива мы, вероятно, сможем оценить в ближайшее время.

Специальная АС для Dolby Atmos от компании KEF

АС от компании Triad для озвучивания двух звуковых «слоев» Dolby Atmos одновременно
Проблема совместимости форматов 3D Audio.
Первая и самая главная проблема, как уже отмечено выше, — принципиальная разница в подходах к записи саундрека. Auro-3D использует традиционный метод поканального сведения и записи, Dolby – новое поколение «объектно-ориентированного» монтажа звука. Поэтому «переконвертировать» один формат в другой «просто так» — не получится.
Что касается построения домашних кинозалов, умеющих правильно работать и в Auro-3D, и в Dolby Atmos, то это, вероятно, наиболее сложный вопрос. И дело здесь даже не в процессорной части, ведь, к примеру, компании Datasat и Trinnov уже анонсировали будущие апгрейды своих домашних процессоров, которые обеспечат поддержку и Auro-3D, и Dolby Atmos. Проблема совместимости заключается, прежде всего, в различных требованиях к установке акустических систем. В Dolby Atmos, как мы уже говорили, используется 2 «слоя» акустики, а в Auro-3D – три. Исходя из общих соображений, можно было бы предположить, что саундтрек, записанный в Dolby Atmos, в принципе, может быть воспроизведен через часть акустических систем, составляющих массив АС для воспроизведения Auro-3D, но вряд ли это будет корректно. Требования для расположения АС весьма жесткие у обоих форматов, а учитывая чувствительность к точному позиционированию для получения плавных переходов — это может стать головной болью для проектировщиков и инсталляторов домашних кинозалов.

Процессор Trinnov Altitude 32 будет поддерживать оба формата – и Auro-3D и Dolby Atmos

О поддержке обоих форматов 3D-звучания в своих процессорах заявил и Datasat
Тем не менее, несмотря на все те противоречия и нестыковки, на которые мы обратили внимание при описании Dolby Atmos, нужно признать, что этот формат, по нашему мнению, имеет больший потенциал, чем Auro-3D. Во-первых, «объектно-ориентированный» подход к записи однозначно более перспективен, чем традиционный «поканальный». Не стоит также забывать и о том, что Dolby – это безоговорочный лидер. Количество фильмов со звуком в Dolby Atmos в разы больше, чем фильмов с Auro-3D. Более того, ознакомившись со списком релизов со звуком Auro-3D, можно придти к выводу, что компания по какой-то причине очень большое внимание уделяет азиатскому рынку – слишком уж много в этом списке индийских и гонконгских фильмов, которые вряд ли будут смотреть европейцы и американцы — дорожки к этим фильмам доступны только на языке оригинала.

AV-процессор Steinway Lingdorf с поддержкой и Auro-3D, и Dolby Atmos
Конечно, на данный момент, Dolby Atmos выглядит немного сыровато, но ситуация меняется. Поддержка Dolby Atmos анонсирована в массовых моделях AV-ресиверов таких фирм, как Yamaha, Pioneer, Onkyo, Integra, Denon — то есть это фактически 100% охват рынка в начальном, самом массовом сегменте, что крайне благотворно сказывается на его популяризации. В более дорогом сегменте о поддержке Atmos заявили Trinnov, Datasat Digital, и Storm Audio – все эти компании имеют продукты и подразделения, работающие на коммерческом кинорынке, и их опыт может весьма благотворно сказаться на реализации Atmos для домашнего применения путем внедрения дополнительных алгоритмов обработки звука — например, Trinnov в своих процессорах использует уникальный трехмерный микрофон, который может помочь процессору точно определить место каждой АС в пространстве и использовать эти данные для дополнительной коррекции звукового поля.

Поддержка Dolby Atmos уже реализована в достаточно массовых AV-ресиверах таких компаний, как Yamaha и Onkyo
Заключение
Несмотря на то, что Auro-3D на сегодняшний день выглядит более предпочтительным в плане качества звучания, очень похоже, что Dolby Atmos все же выигрывает соревнование на домашнем рынке 3D-аудио. За Dolby – армия бюджетных ресиверов, доступных на рынке уже сейчас. Auro такими же успехами похвастаться не может, и в чем проблема - не ясно, то ли это слишком дорогая стоимость лицензии, то ли сложность в реализации. По крайней мере, самая доступная модель ресивера, производящегося компанией Storm Audio, имеет стоимость выше 10'000 долларов. Но и в более дорогом сегменте процессоров компания Dolby не отстает — де-факто все компании, которые объявили о поддержке Auro-3D, сейчас объявили и о поддержке Atmos (и наоборот).
Интересная ситуация складывается и с контентом для домашнего рынка - первый Blu-ray c дорожкой Atmos уже можно приобрести на американском Amazon, это Трансформеры 4: Эра Истребления. До конца же года Dolby анонсировала выход еще нескольких десятков новых и популярных старых фильмов. Данных о первом фильме на Blu-ray в формате Auro-3D у нас пока нет. Пока в Auro-3D записываются музыкальные диски – так называемые Auro-3D Pure Audio.
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что нас ждет очень интересный 2015 год, в котором интриги может добавить и небезызвестная нам всем компания DTS, которая также разрабатывает формат 3D-звучания, в основе которого тоже лежит объектно-ориентированный подход — DTS MDA (Multi Dimensional Audio), причем он будет распространяться как открытая платформа, но это уже совсем другая история, к которой мы надеемся вернуться в будущем.
Текст: Олег Люгин
Акции

Цена
26 880 грн
1 120.00 $
(курс: 24)
(курс: 24)

Цена
46 560 грн
1 940.00 $
(курс: 24)
(курс: 24)
Рекомендуемые товары