Обзоры и статьи - Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 3)
2016-10-21 00:00:00
Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 3)
Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 1)
Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 2)
Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 3)
Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 4)
Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 2)
Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 3)
Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 4)
Комнаты идеального звука
Когда мы говорим о звучании той или иной системы, не важно, идет ли речь о Hi-Fi или о домашнем кинотеатре, мы часто концентрируем все свое внимание на технике и забываем упомянуть о том, в каком помещении происходило прослушивание. А между тем, именно акустика помещения в значительной степени определяет характер звучания.
В наших публикациях мы уже обращались к теме восприятия и получения реалистичного изображения в домашнем кинотеатре. Сегодня речь пойдет о другой составляющей – специфике постройки и обработки комнаты прослушивания для получения максимально реалистичного звучания.
Малый зал, в котором представлена компактная акустика и комплекты ДК KEF
Для того, чтобы разобраться чем обусловлено влияние помещения и как правильно его подготовить к прослушиванию музыки, мы решили обратиться к специалистам компаний «Сатурн Хай-Тек» и «MMS Cinema», не так давно создавших крупнейший в Европе шоурум кинотеатральной и Hi-Fi техники. В шоуруме, открывшемся в Москве, на улице Большая Новодмитровская, выставлен широкий спектр AV-техники, начиная от компактных аудиосистем и «кинотеатров в одной коробке» и заканчивая референсной аудиоаппаратурой и домашними кинотеатрами профессионального качества. Каждая из комнат шоурума подготовлена специально для своего типа техники, а значит – позволит нам получить максимально широкое представление о том, как и зачем производится акустическая обработка помещения в том или ином случае.
Эскизы художницы Евгении Савиной, при участии которой был разработан дизайн помещениий шоу-рума
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Начать стоит с того, как именно помещение влияет на звучание системы и почему так важна акустическая подготовка комнаты. С точки зрения звука, каждый предмет и каждая поверхность в помещении обладает либо отражающими, либо поглощающими, либо рассеивающими свойствами. Так, например, мебель и ковры поглощают звук различной частоты, что формирует провалы в результирующей АЧХ. Отражающие поверхности, расположенные параллельно друг-другу, формируют стоячие волны, создавая резонансы на частотах, длина волны которых кратна расстоянию между поверхностями. Это создает локальные подъемы и пики в частотной характеристике. Таким образом, на АЧХ акустики накладывается еще более неровная реакция комнаты. А если учесть что и акустика вполне способна иметь собственные пики/провалы в частотной характеристике, количество возможных вариантов, когда АЧХ системы удачно или не удачно складывается с АЧХ комнаты, фактически бесконечно.
Специалисты компании MMS Cinema Сергей Щеглов и Валерий Лысюк рассказывают как создавался стилизованный под просторную домашнюю гостиную шоу-рум, в котором представлены старшие модельные ряды акустики KEF
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Детали сложной фактуры, такие как барельефы, декоративные панно, камень с естественным рельефом и прочие неравномерные поверхности, создают эффект рассеивания звука. Поскольку мы слышим не только прямое излучение динамиков, но и его отражения от стен, пола и потолка, интенсивность и характер отражений напрямую влияют на формирование звуковой картины. Звук, отраженный от плоской поверхности заметно отличается от звука, отраженного от рассеивающей поверхности, поэтому фактура материалов, окружающих акустические системы и зону прослушивания, крайне важна.
Для снижения влияния акустики помещения использованы поглощающие материалы...
и непараллельные стены и потолки
Также стоит заметить, что одни и те же материалы и поверхности по-разному взаимодействуют с разными частотами слышимого спектра. Для низких частот препятствием являются лишь массивные капитальные стены, поэтому они свободно проходят те элементы отделки, которые успешно отражают средние и верхние частоты. По этой причине заметно отличаются и средства коррекции различных частот. Для поглощения средних и высоких используются специальные панели, изготавливаемые из легких пористых материалов, а для рассеивания – рельефные поверхности из дерева, натурального или искусственного камня. Совершенно по-другому корректируется низкочастотная составляющая. Для поглощения баса и устранения отражений низких частот, на стены и потолок монтируются короба большой площади, заполняемые специальным волокнистым материалом на подобие синтепона или минеральной ваты. Данное наполнение поглощает энергию звуковой волны в НЧ диапазоне, исключая тем самым возвращение внутрь помещения отраженного звука.
Видеосюжет, повествующий о важности гашения паразитных отражений при акустической коррекции комнаты прослушивания
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Современные технологии позволяют замерить акустические свойства помещения и создать компьютерный проект по размещению звукопоглощающих и рассеивающих материалов. Опираясь на расчеты, специалисты производят предварительную обработку, устраняют основные резонансы, а затем корректируют результат, совмещая аппаратные замеры и прослушивания помещения.
Существуют также общие правила акустической обработки, дающие неизменно положительный результат. Первое — изменение формы стен и потолка таким образом, чтобы в помещении не было параллельных поверхностей. Это позволяет комплексно решить проблему резонансов и стоячих волн, чем значительно облегчает дальнейшую аудиоподготовку помещения. Второе столь же действенное правило — активное использование поглощающих и рассеивающих поверхностей в непосредственной близости от акустических систем, в зоне первого отражения. В обычном, не подготовленном помещении, поверхности, ближайшие к акустическим системам, отражают звуковые волны и в результате мы слышим смесь из оригинального и переотраженного звука исходящих практически из одной точки. Такое наложение особенно пагубно сказывается на детализации, сфокусированности и чистоте звучания. Правильно организованное рассеивание и поглощение звуковых волн в зоне первого отражения позволяет услышать прямое излучение акустических систем в чистом виде, без подмешанных к нему переотраженных звуков.
Еще одна комната, в которой представлены старшие модельные ряды KEF, и площадью побольше и обработана лучше
Получив общее представление об акустической подготовке помещений, рассмотрим несколько конкретных решений на примере различных комнат шоурума. Начнем по нарастающей с самой простой комнаты вплоть до наиболее сложных, с точки зрения аудиоподготовки кинотеатральных залов. Заодно выясним, что будет, если сделать абсолютно не отражающее звук помещение, существует ли золотая середина между заглушенным и незаглушенным помещением и с какими трудностями приходится сталкиваться специалистам по акустической обработке. Любой инсталлятор расскажет вам, что главная проблема акустической обработки помещения это не замеры его акустических свойств, не составление проекта и не подбор материалов. Главная проблема — согласование проекта с дизайнером помещения. То, что полезно для звука не всегда выглядит так, как этого хотел бы дизайнер. Кроме того, для коррекции конкретных резонансов нужно размещение звукопоглощающих материалов в конкретных местах и «подвинуть эту панель чуть левее» значит существенно изменить резонансные и отражающие свойства помещения. Ярким примером подобных компромиссов является малый зал, в котором представлена компактная акустика и комплекты домашних кинотеатров KEF. Помещение это небольшое и для виртуального увеличения пространства часть стены занимает зеркало. Очевидно, что для звука это не самое лучшее решение. Однако противоположная стена, позволяет избавиться от стоячих волн и способна вобрать в себя значительную часть энергии звука, не позволив ему отразиться и продолжить гулять по комнате. Стоя в дверях видно, что эта стена выполнена наклонной и имеет значительную толщину. Все пространство до бетонной перегородки заполнено звукопоглощающими материалами.
avreport.ru
Акции
Акция стерео-комплект Yamaha ns-555 + Yamaha rs202
26 000 грн1 040.00 $
Цена
19 896 грн
795.83 $
(курс: 25)
(курс: 25)
Акция стерео-комплект Yamaha ns-555 + Yamaha r-n602
35 975 грн1 439.00 $
Цена
28 000 грн
1 120.00 $
(курс: 25)
(курс: 25)
Klipsch wisa rp-беспроводной домашний кинотеатр 7.2
212 725 грн8 509.00 $
Цена
136 150 грн
5 446.00 $
(курс: 25)
(курс: 25)
Рекомендуемые товары