Правда и мифы об акустическом дизайне для домашнего кинозала
Не секрет, что в последнее время словосочетание “акустический дизайн” (проектирование, расчет и пр.) все чаще встречается в обиходе. Многие компании, специализирующиеся на продаже аудио и видео техники предлагают данную услугу, но при этом конкретика данной фразы ясна далеко не каждому. На бумаге все выглядит красиво и загадочно: наукоёмкие слова и выражения — все в полном соответствии с очередным модным трендом. Надо заметить, что и мы здесь не оригинальны и также предлагаем подобные услуги, но есть одно но. Во многих случаях без акустического проектирования можно просто обойтись. Удивлены? Как же так, ведь помещение это 70% звука, а значит хуже не будет… И, тем не менее, это так.
Чтобы это объяснить, нужно знать немного теории акустики. Акустический проект следует рассматривать как нечто большее, чем просто расчет времени реверберации и графиков АЧХ — это проект с изначально правильной геометрией помещения. Т.е. в идеале это не просто стадия строительства, а этап проектирования ваших жилых помещений. Ведь именно размеры вашего помещения задают так называемые значимые резонансы, и правильный подбор этих параметров позволит распределить их с наименьшим паразитным влиянием. Особенно сильно влияние геометрии помещения проявляется на низких частотах, так как значительная длина волны не позволяет использовать акустические материалы, которые эффективны в области средних и высоких. Как следствие, удорожание проекта в результате использования специальных низкочастотных поглотителей и еще не факт, что они полностью исправят ситуацию. Таким образом, при желании иметь хорошую комнату прослушивания или домашний кинотеатр (детальнее про кинозал по ссылке), желательно уже на стадии проектирования скоординировать между собой усилия дизайнера и акустика. Но, к сожалению, в большинстве случаев про кинотеатр вспоминают, когда уже стоят стены или готова проектная документация с указанием всех целевых помещений. Здесь, конечно, ни о каком акустическом проекте, в полном смысле этого слова, уже речь идти не может. Все дальнейшие манипуляции можно назвать акустическим корректированием, необходимость которого каждый решает для себя сам.
Что касается других характерных проблем помещений, к примеру “глухая” или “звонкая” комната, то здесь можно собственными усилиями добиться лучшего результата. Первое и самое главное — правильное расположение слушателя и акустических систем. Хорошего звучания можно добиться простым перемещением колонок и места прослушивания, но следует помнить, что крайне нежелательно располагать место прослушивания вплотную к стене, т.к. обычно это места с повышенной низкочастотной энергией. Если с точкой прослушивания вы уже определились, то можно внести частотные коррекции и снизить влияние ранних отражений. Для этого достаточно понимать для себя три принципа работы со звуком. Звук можно поглотить, рассеять или отразить. Таблицы звукопоглощения различных материалов легко найти в Интернете, а несложная калькуляция даст представление об эффективной площади поглощения на той или иной частоте. Например, простой ковер между местом прослушивания и акустическими системами или тяжелые шторы, расположенные за ними, может значительно улучшить восприятие звуковой сцены. При этом открывая или закрывая шторы можно изменять площадь поглощения — такой вот универсальный эквалайзер. Еще лучше расположить за акустическими системами заполненные книгами полки, при этом корешки книг постараться расположить на разной глубине. Такие полки работают как рассеиватель, а разная глубина утопленных корешков задаёт эффективную частоту рассеивания.
Все эти и многие другие проблемы учитываются при акустических расчетах, но даже эти расчеты не дадут 100% картины распространения звука в помещении. Следует понимать и то, что немаловажной частью любого акустического проекта является правильно подобранный комплекс аудио-видео компонентов. Любое, акустически хорошо спроектированное помещение, должно по максимуму использовать то потенциальное КПД, которое в нем заложено. А это значит, что многое зависит от мощности акустических колонок, усилителя, от качества источника и многих других факторов, включая соединительные кабели и электропитание. Подбор компонентов — это сложный и трудоёмкий процесс, требующий большого количества знаний о различных технических особенностях той или иной аппаратуры от мировых производителей. К сожалению, большинство продавцов-консультантов не в состоянии предоставить потенциальному покупателю такой информации, в часто поверхностно разбираясь лишь в предлагаемой технике, но при согласовании компонентов уровня Hi-End этого недостаточно. Поэтому, вне зависимости от акустического проекта, за такой услугой лучше обратиться к профессионалам. К тому же, вместе с подбором компонентов, можно сделать, так называемый, инсталляционный проект. Данный проект включает в себя необходимые развертки по стенам, полу и т.д., с привязками к конструктивным особенностям помещения и указанием точек выхода-входа необходимых элементов, а также трассировкой аудио-видео каналов.
Итак, если вам нужен качественный звук, и вы готовы начать проектирование с нуля, т.е. на стадии проектной документации, акустический проект именно то, что вам нужно. В готовом помещении или помещении с уже заданными линейными размерами, можно улучшить звук при помощи акустической коррекции в т.ч. и при помощи специальных электронных устройств. Во всех остальных случаях будет достаточно своими силами добиться приемлемого звучания. Выбор за вами!
По материалам редакции AVmarket - avmarket.com.ua
(курс: 28)
(курс: 28)