Кроссовер
Кроссовер/разделительный фильтр (английский crossover , французкий crossover, немецкий crossover)
Кроссовер предназначен для разделения спектра акустического сигнала на несколько частотных полос. Многополосная система звуковоспроизведения состоит из нескольких отдельных усилителей мощности, каждый из которых нагружен на собственные акустические громкоговорители.
Конструкция каждого канала многополосной системы звуковоспроизведения оптимизируется на качественное и эффективное воспроизведение полосы частотного диапазона.
Пограничные частоты полос выбираются так, чтобы при интерференции полос получить полный диапазон спектра акустического сигнала без взаимного наложения или провалов.
Активные кроссоверы используют дополнительные источники напряжения для питания активных фильтров, из которых они состоят.
Активные фильтры кроссовера позволяют разделять спектр сигнала без потери первоначального уровня сигнала, компенсируя потери дополнительным усилением.
Активные кроссоверы применяются для разделения на частотные полосы маломощных сигналов, позволяя включать их перед усилителями мощности отдельных частотных каналов.
Пассивный кроссовер представляет собой набор разделяющих пассивных фильтров, частоты разделения которых фиксированно согласованы между собой.
Рассчитываются на большой ток и включаются в выходную цепь усилителя мощности, разделяя выходной сигнал усилителя на отдельные частотные полосы внутри акустической системы.
Пассивные кроссоверы применяются для дополнительного разделения отдельных полос на более узкие, что позволяет, превратить трехполосную систему в четырехполосную, используя только три усилителя.
Для этого обычно применяют специальные высокочастотные акустические системы, которые подключаются в дополнение к обычным высокочастотным системам. Такие высокочастотные акустические системы, называемые твитерами.
Все акустические системы многополосной системы хорошо воспроизводят одни частоты и гораздо хуже или вообще не воспроизводят другие.
В большинстве случаев они сконструированы так, что могут качественно воспроизводить звук только тогда, когда в поданном на них сигнале отсутствуют частоты соседних полос.
Частотная полоса сигнала, подаваемая на тот или иной громкоговоритель, должна в точности соответствовать его рабочему диапазону частот.
Качественная работа любого громкоговорителя возможна только в пределах его рабочего диапазона частот.
Правильно настроенный кроссовер позволяет получить предельно качественный звук с максимально возможным для системы уровнем громкости и минимумом искажений, так как, удаляя из сигнала систем все частоты, создающие искажения, кроссовер повышает удельную мощность основных рабочих частот этой системы.
Граничная частота и крутизна спада
При настройке кроссовера необходимо учитывать, что граничная частота не является границей в точном смысле этого слова, а лишь некоторой крайней частотой, с которой начинается ослабление сигнала.
Например, если граничной частотой кроссовера является частота 1000 Гц, то спектральные составляющие, выделяемого кроссовером сигнала, которые имеют частоты близкие к 1000 Гц, ослабляться почти не будут.
Если попытаться выделить кроссовером частоты лежащие ниже 1000 Гц, то спектральные составляющие выделяемого сигнала, имеющие частоты выше 1000 Гц, не исчезнут полностью, а будут ослабляться в определенной пропорции, называемой крутизной спада частотного канала кроссовера.
Эта крутизна спада измеряется в единицах дБ на октаву. Например, крутизна спада 12, 18 или 24 дБ на октаву означает степень ослабления уровня спектральных составляющих выделяемого сигнала в каждой октаве, лежащей выше или ниже граничной частоты, соответственно на 12, 18 или 24 дБ.
Чем выше крутизна спада каналов кроссовера, тем эффективнее частотное разделение, тем чище звук, создаваемый всей системой звуковоспроизведения. Кроссовер, имеющий крутизну спада 24 дБ на октаву будет производить в 2 раза более эффективное частотное разделение, чем кроссовер с крутизной спада 12 дБ на октаву.
Крутизну частотного спада, производимого кроссовером, иногда характеризуют величиной порядка его фильтров. Фильтр первого порядка имеет крутизну спада 6 дБ на октаву и каждый следующий порядок будет добавлять в величину крутизны спада еще по 6 дБ. Таким образом, порядок фильтра, крутизна спада которого составляет 24 дБ на октаву, равен четырем.
В простейшем случае активный кроссовер позволяет производить лишь балансировку уровней звуковых сигналов частотных каналов. Эта балансировка производится в диапазоне, как минимум ±6 дБ и предназначается для компенсации разницы чувствительности усилителей мощности.
Для того, чтобы обеспечить точную настройку мощной многополосной системы, необходим активный кроссовер, но в тех случаях, когда испытывается недостаток усилителей мощности, или можно обойтись одним усилителем, лучше применять пассивные кроссоверы.
Процессоры управления систем звуковоспроизведения
Процессоры управления систем звуковоспроизведения - представляют собой комбинацию различных систем кроссоверов, эквалайзеров, лимитеров, линий задержки и устройств управления параметрами сигналов системы звуковоспроизведения и
предназначены для решения задачи - повышения отдачи системы звуко-воспроизведения.Процессоры управления системами звуковоспроизведения используют для анализа выходные сигналы усилителей мощности отдельных полос, производя коррекцию раздельно в каждой из этих полос.
Эти сигналы подаются на анализирующие входы процессора непосредственно с выхода усилителей мощности. Если ток превысит предельное значение, процессор управления произведет ограничение сигнала.

(курс: 24)

(курс: 24)